Педагогика высшей школы –
сравнительно молодая отрасль в семье педагогических наук, она отпочковалась от
общей педагогики, примерно в середине нашего столетия. К этому времени
накопилось достаточно специальных знаний по теории и методике вузовского
образования, чтобы можно было заявить о научной правомерности их выделения в
самостоятельную отрасль. Об этом свидетельствует появление ряда учебных пособий
по педагогике высшей школы, которые начали издаваться с пятидесятых годов. К
ним можно отнести работы С.И. Архангельского, С.И. Зиновьева, И.И. Кобыляцкого,
А.В. Петровского, В.А. Сластенина, А.Г. Молибога, Д.И. Вадзинского, Н.Д.
Никондорова, Е.П. Белозерцева, А.А. Гримотя, рад коллективных учебных пособий.
Уже в них был поставлен вопрос о перестройке вузовского образования, о создании
новой системы подготовки педагогических кадров, о повышении
психолого-педагогической культуры профессорско-преподавательского корпуса.
Для реализации этой цели в
восьмидесятые годы интегральный курс педагогики и психологии высшей школы был
введен как обязательный в аспирантуре для всех специальностей, а позднее – в
условиях многоуровневой системы педагогического образования он стал изучаться
будущими магистрами.
О повышения внимания к
проблемам педагогики высшей школы свидетельствует и факт создания специальным
решением Совета Министров страны в 1990 году в г. Минске
Научно-исследовательского института педагогического образования АПН СССР. Он
просуществовал недолго – неполных три года, но за этот период установил научные
контакты с учеными-исследователями ряда вузовских центров: Москвы, Петербурга, Вильнюса, Самары,
Красноярска, Гомеля, Гродно, Бреста, Витебска, а также с университетами Польши,
США, Германии, Японии, Болгарии и организовал совместные с ними или
самостоятельные исследования аспектов подготовки педагогических кадров в
условиях непрерывного образования.
Не вызывает сомнения, что в
современных условиях преподаватель любого предмета вуза, педучилища, педколледжа,
других типов учебных заведений не может обойтись без опоры на знание
психологических закономерностей и педагогических особенностей формирования
творческой личности будущего учителя. Обновление учебно-воспитательного
процесса требует развитого психолого-педагогического обеспечения, высокой
психолого-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава,
обуславливает реальную потребность в знаниях по педагогикевысшей школы. Не менее важной является задача
совершенствования подготовки будущих научных работников через магистратуру и
аспирантуру, так как усиливается значение педагогического компонента
деятельности ученого и исследовательского коллектива.