Современный человек, дитя европейской культуры, неизбежно
и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с
вполне определенной точки зрения. Его интересует прежде всего следующий вопрос:
какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только
здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались — по крайней мере
как мы склонны предполагать—в направлении, получившем универсальное
значение.
Только на Западе существует наука на той стадии
развития, «значимость» которой мы признаем в настоящее время. Эмпирические
знания, размышления о проблемах жизни и мироздания, философская, а также глубокая
теологическая мудрость жизни, познание и наблюдения поразительной тонкости —
все это существовало и в других странах, прежде всего в Индии, Китае, Вавилоне
и Египте (хотя полное развитие систематической теологии связано с
христианством, находившимся иод влиянием, эллинизма, подступы к ней
обнаруживаются в исламе и в ряде индийских сект). Однако ни вавилонская, ни
какая-либо иная культура не знали математического обоснования астрономии, его
дали лишь эллины (что де-
[44]
дает,
в частности, развитие вавилонской астрономии еще более поразительным). В
индийской геометрии отсутствовало рациональное «доказательство» — оно также
является продуктом эллинского духа, как, впрочем, и механика, и физика.
Естественным наукам Индии, чрезвычайно развитым с точки зрения эмпирического
знания, не известны ни рациональный эксперимент (начатки его относятся к
античности, а полное развитие — к эпохе Возрождения), ни современные
лаборатории, поэтому в высокоразвитой по своим эмпирическим наблюдениям и
техническим методам медицине Индии отсутствует биологическая, и прежде всего
биохимическая, основа. Ни одна культура, кроме западной, не знает рациональной
химии. Высокоразвитая китайская историография лишена прагматизма,
укоренившегося на Западе со времен Фукидида. У Макиавелли есть предшественники
в Индии. Однако ни в одном учении о государстве, возникшем в странах Азии,
нет ни систематики, подобной Аристотелевой, ни рациональных понятий вообще.
Несмотря на все то, что сделано в области права в Индии (школа Мимансы),
несмотря на ряд обширных кодификаций, созданных преимущественно в Передней
Азии, и на появившиеся в Индии и других странах сборники обычного права, здесь
нет того, что позволило бы говорить о рациональной теории права, нет строго
юридических схем и форм юридического мышления, присущих римскому и сложившемуся
на его основе западному праву. Феномен, подобный каноническому праву,— также
порождение Запада.
*
Часть первая настоящего сборника включает первый ("Die protestantische Ethik lind der
Geist (Jes Kapilalismus") и второй ("Die protestantischen Sekten und der Geist
des Kapitalismus"), а также часть третьего ("Theorie der Stufen und Richtungen
religioser Weltab-lehnung") раздела издания: Weber M. Gesainmelte Anisatze zur
Reli-gionssoziologie, Bd. I. Tubingen, 1920,
S. 1—236, 536—573. — Прим. ред.
**Предварительные замечания автора относятся ко
всему тому издания: Weber
М. Gesammelte Autsatze zur
Religionssoziologie, Bd., I.— Прим. ред.